Перейти к содержанию Перейти к главной навигации Перейти в подвал (футер)

Куда движемся? Чтение. Как читать художественную литературу. Подкаст #10

Художественная литература

Подкаст-обложка

На этот раз Милла и Таня говорят о художественной литературе. Художественные книги помогают развить воображение, необходимое для дизайнеров и людей других творческих профессий. Как книги и их экранизации могут подать новые идеи по композиции и декору. Обсуждаем, как в книгах увидеть символы, отсылки и подтекст. Книга Томаса Фостера “Как понимать книги”. Почему еда – это отношения, а рассказ про влюбленного мальчика – вообще совсем про другое. Что имел в виду автор, и точно ли именно это? Аудиоверсию подкаста ищите внизу страницы.

– Мы продолжаем наш подкаст на тему чтения книг, и сегодня мы поговорим о чтении художественной литературы.

– Прошлый выпуск мы посвятили чтению публицистики и тому, как извлечь больше пользы для самообразования. Сегодня пробил час художественной литературы. Таня, о чем ты хочешь рассказать?

– Я расскажу о том, как художественная литература помогает в том, как быть креативным человеком.

– А я расскажу о том, как правильно читать художественную литературу. А также о том, как ответить на извечный школьный вопрос: «Что хотел сказать автор?». И почему это делает чтение художественной литературы более интересным.

– Классно. Поехали.

– Художественная литература мне нравится тем, что она позволяет увидеть собственную жизнь под другим углом. Наложить чью-то историю на историю своей жизни и что-то увидеть. Это пища для ума, поэтому такое чтение интересно. Можно делать выводы. Можно не соглашаться с действиями героя, но понять, что люди могут и так мыслить или поступать.

Художественная литература позволяет увидеть свою жизнь под другим углом.

милла

– Подискутировать в своей голове с автором.

– Абсолютно верно. Мне нравятся книги, в которых много смысла, а не просто одна сюжетная линия, как в легком комедийном кино – посмеялись и забыли. Есть гораздо более глубокие книги. В них может быть несколько сюжетных линий, или даже несколько смысловых линий.

– Хочется копнуть поглубже, чтобы не все было очевидно. Ты об этом?

– Об этом. В любом серьезном художественном произведении обычно много уровней смыслов. Например, книга «По ком звонит колокол». Это очень серьезная книга. А я считаю, что серьезные книги очищают душу. Особенно, когда читаешь что-то печальное или трагическое. На первом уровне смысла эта книга о войне и ее бессмысленности. Неизбежно затрагивается тема долга. Мы видим внутренние терзания героя, ведь он приехал на чужую войну из чувства долга. Это война в Испании – даже не его война, а он американец.

В какой-то момент он понимает, что его подвиг будет бессмысленным. И риск жизнью, и гибель многих людей – все может оказаться бессмысленным. Есть и другие смыслы. Любовь, внутренние терзания, подпитываемые воспоминаниями об отце, покончившем жизнь самоубийством. Есть и тема предательства. Очень много смыслов в одном произведении. Книга очень большая по объему и по смыслам. Каждый, кто прочитает ее, найдет что-то свое. Для кого-то книга про войну.

– А для кого-то про любовь.

– Когда я читала эту книгу последний раз, то увидела еще один смысл. Хорошо, когда у каждой Марии есть своя Пилар. Поясню. Мария очень сильно травмирована собственным прошлым и событиями войны, а Пилар ей помогает. Хорошо бы, чтобы для каждого в трудную минуту нашелся помощник и помог пережить какие-то ужасные события.

– Скорее всего наше восприятие работает так, что при прочтении книги ты видишь именно то, в чем сейчас нуждаешься. На чем ты сейчас сосредоточен на данном этапе жизни. Или, возможно, в жизни произошло что-то похожее.

– Я с этим согласна. Когда о чем-то думаешь, ты начинаешь видеть это везде.

– Кстати, это правда. Поэтому есть польза от перечитывания книг. Сегодня у тебя одна жизнь и одно восприятие, а через какое-то время совсем другое.

– В прошлом выпуске я говорила, что у меня есть любимая книга о том, как читать книги. Так вот, после прочтения этой книги у меня возникло желание перечитать все, что я читала когда-либо, но уже с новым взглядом. Вопрос «что хотел сказать автор» всегда в школе вызывал недоумение. Оказывается, существуют определенные техники, чтобы это понять. И настоящие писатели «вшивают» в свои произведения некий код, который нужно распознать. Параллели и символы.

Эта книга называется «Искусство чтения. Как понимать книги». Автор Томас Фостер. В оригинале она называется «Читай, как профессор». Томас Фостер – профессор, он читает лекции по мировой литературе. В своей книге он как раз и объясняет, как можно увидеть этот символизм. Это потрясающе интересно, особенно ввиду того, что существуют разные уровни восприятия книги. Обычно при чтении книги мы просто знакомимся с сюжетной линией. Это вызывает эмоциональный отклик, переживания за героя. Но, как только заканчивается книга, все заканчивается.

– Ну да. Разве есть что-то больше?

– Есть. Если увидеть символы, вложенные в книгу, то можно получить гораздо больше пищи для размышления. Например, в некоторых книгах есть сцены принятия пищи. Интересно, что процесс принятия пищи очень трудно описывать в книге. Как ты это будешь описывать?

– Можно сочно описать?

– Можно. Но зачем, если это не влияет на сюжет? Томас Фостер предлагает взглянуть на это, как на символ. Совместное принятие пищи – символ сопричастности к чему-то общему. Вообще-то нам этот смысл понятен. Если бы мы увидели в фильме двух людей, которые едят, а при появлении третьего еду прекращают, как будто у них пропал аппетит, то все было бы понятно без слов. Этот третий – чужой, с ним что-то не так. Мы фиксируем такие символы на подсознательном уровне. Но если мы знаем о них, то начинаем осознанно в книге видеть гораздо больше.

– Символы, как подсказочки.

– Таких символов в книге перечислено очень много. Это целая тема, поэтому я просто советую прочитать эту книгу. Книга написана легко и с юмором, содержит примеры из книг и из фильмов. Легко понять и запомнить. Второе, что можно видеть в книгах, помимо символов – это определенные сюжеты, которые постоянно повторяются. Или сюжеты-отсылки к чему-то старому.

Раньше я уже говорила, что книги ведут между собой диалог. В художественной литературе можно встретить множество таких примеров, когда в книге одного автора, встречается отсылка на другого автора. Томас Фостер вообще говорит, что на свете есть лишь одна история и один-единственный сюжет. Он разворачивается испокон веков и повсеместно. Любая история, которую вы читали, слышали или видели в кино – частичка этого сюжета.

Один сюжет повторяется на разные лады. Например, библейский сюжет или разнообразные легенды, или народные сказки. Да мы и сами можем заметить, что мы уже где-то видели этого героя или сюжетную линию. Это действительно интересно. Но это возможно только в том случае, если мы знаем первоначальный сюжет. После ознакомления с такими архитипичными сюжетами начинаешь видеть их везде: в книгах, в кино и даже в мультфильмах.

– Очень интересно.

– Таня, ты смотрела мультфильм «Утиные истории»?

– Да, конечно.

– Там есть известный персонаж Скрудж Макдак. Но почему его так зовут?

– Не знаю. Так глубоко не копала.

– Оказывается, что это отсылка на Чарльза Дикенса, «Рождественская песнь в прозе». Так зовут главного героя, который очень скупой, и у него проблемы во взаимоотношениях с семьей из-за того, что он очень любит деньги. Стопроцентная отсылка. Зная об этом, начинаешь смотреть на мультфильм иначе. Начинаешь понимать, что авторы мультфильма имели ввиду чуть больше, чем то, о чем повествует сюжет.

Скрудж Макдак из “Утиных историй” и Эбенезер Скрудж из “Рождественской песни в прозе”

– Есть и современные мультфильмы с очень глубоким смыслом. За, казалось бы, детскими персонажами скрываются очень взрослые мысли.

– Именно в этом и смысл: увидеть больше. Я вообще люблю видеть больше, чем на поверхности, и это прекрасно работает с художественной литературой. Кстати, среди архитипичных сюжетов есть много библейских. Но их не всегда возможно быстро распознать. Например, у Достоевского в «Преступлении и наказании» есть очевидная отсылка на воскресение Лазаря. Но бывают отсылки гораздо более скрытые. Тут уже начинается разговор между автором и читателем: «Интересно, сможешь ли ты понять, что я здесь имел ввиду?».

– Приведи пожалуйста пример такого скрытого смысла.

– Есть пример неочевидного смысла в рассказе Аравия автора Джеймса Джойса. Это короткий рассказ с простым сюжетом. Мальчик 12-13 лет влюбляется в девочку. Но он даже не разговаривает с ней, не подходит к ней. Любит издалека. Однажды возникает ситуация, когда он может с ней поговорить. Девочка говорит, что очень хочет поехать на ярмарку, но не может. И мальчик обещает сам поехать на ярмарку и привезти ей подарок.

Он приезжает на ярмарку, но ему так и не удается купить подарок. Мальчик, понимает, что он никому не нужен на этой ярмарке. Он очень разочарован и ему стыдно, что он возомнил себя героем. Если не вникать глубоко, то это обычный рассказ. Но если в повествовании увидеть библейский сюжет, то рассказ сразу приобретает иной смысл. У тебя есть идея, какой тут скрыт библейский сюжет?

– Нет. Не могу сообразить стразу.

– Сократим сюжет. Мальчик, девочка, любовь, нечто запретное и недосягаемое. Затем происходит некое «познание», за которым следует стыд.

– Теперь понятно. Это история про запретный плод.

– Конечно. Это отсылка на грехопадение. Или потерю невинности, если в широком смысле. Когда я прочитала про эту отсылку, я не поверила, поэтому решила перечитать рассказ. И при повторном прочтении я заметила, что на протяжении рассказа все время появляются религиозные отсылки. Мальчик учится в школе христианского братства. Девочка учится в школе при монастыре. В середине рассказа мальчик молится. На рынке «тихо, как в церкви». Два больших кувшина, стоящие как стражи у входа.

– Это херувимы, защищающие вход в райский сад.

– Становится понятно, что автор и вправду говорит нам именно об этом.

– Слишком много параллелей. Это уже не совпадение. Ты это заметила только при повторном прочтении?

– Именно. Поняв всю глубину смысла, вложенного в повествование, уже не спешишь перейти к следующему рассказу. Хочется все обдумать. Именно в этом особая ценность такого подхода к чтению.

– Это действительно очень воодушевляет.

– Советую всем прочитать эту книгу. То, что я рассказала – это менее десяти процентов того, о чем там написано. После этой книги действительно хочется перечитать вообще всё.

– Да, такое желание возникло.

– Таня, расскажи про книги, с точки зрения креативности.

– Я рассматриваю художественную литературу как возможность тренировать свое воображение. При чтении книги ты представляешь все в своей голове, и это классная тренировка для воображения. А воображение в работе дизайнера очень важно. Только тренируя эту способность можно придумывать что-то интересное. Можно читать книги именно с этой целью.

– Это интересно. Воображение работает у всех по-разному. Это становится особенно заметным, когда какую-либо книгу экранизируют.

– Смотришь кино, и понимаешь, что этого героя вообще не так себе представляла.

– Например, когда смотришь американскую версию фильма «Гордость и предубеждение», думаешь, почему главная героиня такая худая. Это же викторианская Англия, там были другие женщины!

Гордость и предубеждение. Американская и английская версии

– А бывает так, что после просмотра фильма перечитаешь книгу и понимаешь, что режиссер все-таки прав. Это ты при прочтении не точно уловил образ героя. Кстати, я недавно пересматривала один фильм, Гранд отель Будапешт. Очень давно его не смотрела, и сейчас пересматривала его уже глазами дизайнера. В этом фильме очень красивые интерьеры и много статичных кадров. Шикарный фильм с точки зрения композиции и цветовой гаммы.

Существует целый список фильмов, рекомендуемых к просмотру каждым дизайнером.

таня

Этот фильм есть в списке фильмов, с которыми рекомендуется дизайнеру ознакомиться. Интересно, что он мне понравился еще до того, как я стала дизайнером. Есть и другие, которые мне давно нравятся, и я их нашла в этом списке.

– Это показывает твою склонность видеть красоту, эстетику во всем. Я, например, вообще не визуал. Поэтому просто не увижу в фильме ни красивых интерьеров, ни интересной композиции. Очевидно, у тебя есть к этому любовь. Теперь, когда ты стала дизайнером, ты понимаешь, почему.

– Когда визуальная композиция хорошо сочетается с актерским составом и все продумано до мелочей, такие фильмы и книги западают в душу. Над такими сюжетами хочется размышлять и оставить их в своей жизни. Кстати, мой двоюродный брат учился на режиссера и рассказывал мне об этой профессии. В общем, основы дизайна везде, даже в режиссуре. Даже приемы написания сюжета, слов, действий, не только визуальная составляющая, требуют дизайнерского подхода.

– В любом случае есть какое-то послание. И в графическом дизайне, и в сюжете фильма. Кстати это был последний выпуск первого сезона. Сезон назывался «Куда движемся». Мы двигались в сторону уважения, хороших привычек, чтения, образования, памяти.

– Было много тем для разговоров. Было очень интересно.

– Будет следующий сезон и новая тема.

– Спасибо, что были с нами.

Другие выпуски подкаста читайте и слушайте тут.

0 Комментарии

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Навех